Проект «Виртуальная экскурсия по родному городу»
Практическая часть
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Усолье- Сибирское в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, детям помогут правильно распоряжаться, владеть, сохранить и при- умножить наследие, полученное от предшествующих поколений. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образо- вательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Актуальность использования виртуальных экскурсий обусловлена тем, что они позволяют реализовать главный принцип современной системы образования дошкольников – принцип развивающего образования, а также получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, а педагогу – существенно повысить уровень информационно-коммуникационной компетентности.
Не только дети, но и родители могут познакомиться в детском саду с историей родного города, лучше узнать его прошлое и настоящее. Чаще всего, родители сами имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внима- ние данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Нами подобран мате- риал, рассказывающий о происхождении нашего города, его улицах, памятни- ках.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Новизна: изучены возможности использования виртуальных экскурсий в процессе формирования знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Структура и особенности виртуальных экскурсий рассматриваются как необходимые составные части для моделирования содержания, форм и методов формирования знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Создан проект инновационной деятельности по формированию знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Руководитель проекта: заведующий МБДОУ «Детский сад №32» Самбулова Татьяна Анатольевна.
Данный проект выполнялся по запросу дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад №32».
Цель проекта: создание карты виртуальных экскурсий по ознакомлению с достопримечательностями города Усолье-Сибирское в совместной деятельно- сти детей, родителей и воспитателя.
Задачи проекта:
Для детей:
- Разработать план по поиску и сбору информации на заданную тему
- Участвовать в совместной деятельности в работе с родителями.
- Подобрать фотографии данного объекта для виртуальных экскурсий
- Презентовать собранный материал по данному объекту.
- Для родителей:
- Участвовать в совместной деятельности в работе с детьми.
- Помощь в подборе фотографий данного объекта для виртуальных экскурсий
- Оказание помощи педагогу в отборе материала для создания вирту- альных экскурсий.
- Принять участие в организации виртуальных экскурсий по родному городу.
Для воспитателя:
- Проанализировать существующие методики по освоению детьми старшего дошкольного возраста знаний о родном городе.
- Подобрать материал для обогащения знаний родителей и детей по данной теме.
- Мотивировать родителей и детей на участие в процессе подбора информации для создания виртуальных экскурсий.
- Определить алгоритм виртуальных экскурсий.
- Создать серию виртуальных экскурсий по городу.
- Разработать методическое сопровождение по организации вирту- альных экскурсий по родному городу.
- Привлечь внимание воспитанников и родителей к созданию вирту- альных экскурсий по родному городу.
- Провести презентацию виртуальных экскурсий как средства по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом.
Тип проекта - познавательный
Длительность работы над проектом - 1 месяц. Субъекты проекта:
- Педагоги.
- Дети 6-7 лет.
- Родители. Этапы проекта:
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный. Предполагаемый результат:
У детей:
Разработан и реализован план по сбору информации на заданную тему.
- Собран и оформлен в виртуальные экскурсии материал по задан- ной теме.
У воспитателя:
- Проанализированы существующие методики по освоению детьми старшего дошкольного возраста знаний о родном городе.
- Подобран материал для обогащения знаний родителей и детей по данной теме.
- Созданы методические рекомендации по организации виртуальных экскурсий по родному городу.
- Проект внедрен в образовательный процесс ДОУ.
- Создана база виртуальных экскурсий по ознакомлению детей стар- шего дошкольного возраста с родным городом.
У родителей:
- В процессе реализации проекта родители стали полноценными участниками образовательного процесса (активно включаются в процесс созда- ния виртуальных экскурсий).
- Продукт проектной деятельности: карта виртуальных экскурсий по озна- комлению с достопримечательностями города Усолье-Сибирское в совместной деятельности детей, родителей и воспитателя.
Первый этап – подготовительный.
На первом этапе мы предлагаем следующие формы работы:
- Изучение методической литературы по организации проектной дея- тельности, приобщения детей старшего дошкольного возраста к знакомству с родным городом.
- Подбор необходимых ресурсов: материалов и пособий для обога- щения знаний родителей и детей по данной теме.
- Проведение анкетирования родителей на тему «Родной свой край мы любим и знаем».
Составление плана реализации проекта и распределение обязанностей
Второй этап – основной. На втором этапе организуются совместные мероприятия воспитателя, родителей и детей:
- Совместно с родителями и детьми подобрать материал для создания виртуальных экскурсий (карта города, фотографии нашего города).
- Создать фотоальбом «Мой город».
- В совместной работе родителей и детей создать альбом «Маленький усольчанин».
- Провести конкурс рисунков «Улицы нашего города».
- Создать проект «Виртуальные экскурсии по родному городу».
Содержание основного этапа проекта включало разработку совместного плана действий по достижению цели проекта.
Последний, третий этап – заключительный:
- Презентация карты «Виртуальных экскурсий по родному городу». Данная карта была презентована нами для родителей, с помощью информаци- онно коммуникационных технологий.
- Подведение итогов, рефлексия выполненной работы.
Данные виртуальных экскурсий могут добавляться или изменяться в со- ответствии с условиями образовательного процесса.
На первом этапе с целью выявления знаний детей и родителей о родном городе было проведено анкетирование родителей на тему «Родной свой город мы любим и знаем». В анкетировании приняло участие 10 родителей. Проана- лизировав анкеты, было выявлено, что все родители считают необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного города.
На вопрос «Знает ли ваш ребёнок названия улиц города и в честь кого они названы?» из 10 родителей только 2 человека ответила «да», а остальные «нет».
А на вопрос «На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного города, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?» 3 человека ответили «да», а остальные «нет».
В целом, по результатам анализа анкет, можно сделать следующий вывод: тема «Ознакомления детей с историей и достопримечательностями родного го- рода» актуальна не только для детей, но и для родителей.
С учётом результатов анкетирования, нами было предложено совместно с родителями подумать, как мы можем через виртуальные экскурсии познако- мить наших детей с городом. Все родители охотно согласились.
На втором этапе мы разработали план по созданию виртуальных экскур- сий и распределили обязанности.
Совместно с родителями и детьми осуществлялся подбор материал для создания виртуальных экскурсий (карта города, фотографии нашего города).
Так же дети приняли участие в конкурсе рисунков на тему «Улицы наше- го города». Был разработан план карты виртуальных экскурсий по ознакомле- нию детей с достопримечательностями города Усолье-Сибирское в совместной деятельности детей, родителей и воспитателя. Итогом нашей работы стало из- готовление виртуальных экскурсий по нашему городу.
На заключительном этапе нами был проведен анализ проделанной работы и подведены итоги. Была размещена карта виртуальных экскурсий по родному городу на сайте нашего детского сада и через мессенджер Viber подготови- тельной группы «Бабочки».
Закончив свой проект, мы можем сказать, что проделали интересную и нужную работу. У детей расширились представления о родном городе Усолье- Сибирское, о его достопримечательностях.
В Приложении 1 представлен практический материал реализованного проекта «Карта виртуальных экскурсий по ознакомлению с достопримечатель- ностью города Усолье-Сибирское».
Таким образом, цель нашего проекта реализована нами были создана кар- та виртуальных экскурсий по ознакомлению с достопримечательностями горо- да Усолье-Сибирское.