Бурлуцкая Ирина Владимировна – музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 32

Рада приветствовать вас на моей страничке, где я смогу дать вам рекомендации, консультации по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

 

 

                                                                                                            

Основная цель музыкального воспитания в детском саду – подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

О себе:

образование  среднее профессиональное, педагогическое;

первая квалификационная категория;

стаж работы 30 лет (из них 30 в нашем детском саду);

курсы повышения квалификации:

- ФГБОУ ВПО «ВСГАО» 2014г. «Теория и практика поликультурного образования детей дошкольного возраста»;

- ФГБОУ ВПО «ИГТУ» 2014г. «Психология коррекционной работы с детьми: игровые методы организации художественно – эстетической деятельности с детьми с ОВЗ как условие реализации требований ФГОС ДО»

 

"Музыкальные игры в семье"

Игра – основной способ обучения и воспитания дошкольников.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Музыкальная игра являются важным средством развития музыкальной деятельности ребёнка. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребёнок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты.

Музыкальные игрыиспользуют на занятиях, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду. Большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Для музыкального воспитания и развития ребёнка в семье предлагаем вам, родителям, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоём, например ребёнок и мама, так и всей семьёй дома, семейных праздниках, по дороге в детский сад.

«Придумай нотам слова»

Участники игры по очереди придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам и произносят вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дом – редиска – мишка – фартук – соль – лягушка – синица.

«Песня – танец марш»

Первый участник называет любой жанр музыки, второй участник его должен изобразить движениями (если это марш или танец) или спеть песню (если жанр песня). После выполнения задания второй участник называет жанр, а следующий участник показывает жанр и т.д.

«Аплодисменты»

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.

«Будем петь песенку по цепочке»

В игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поёт первую строчку, вторую строчку песни поёт следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.

 

«Звуки вокруг нас»

Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди пропевают. Например, участник говорит, что слышит гул летящего самолёта и поёт на одном звуке: у-у-у-у-у, а также участник изображает голосом приближающийся и улетающий в даль самолёт, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

«Нарисуй песню»

Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.Цель игры учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.

«Громко – тихо запоём»

Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

«Угадай мелодию»

Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

«Танцы сказочных персонажей»

Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т.д.).

Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.

Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.

Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

 

 

Каждый ребенок - музыкант!

 

Если наполнить пластмассовые «скорлупки» от шоколадных яиц мелкими предметами, получатся самодельные погремушки.
С такими самодельными погремушками можно поиграть в интересную игру: каждый ребенок дома что-то прячет внутрь «яичка», а когда все собираются вместе, то пытаются по звуку отгадать, что же может так стучать, греметь или звенеть. Обычно дети довольно быстро догадываются о происхождении звуков.

И скорлупка из-под шоколадного яйца — не просто игра, а самый настоящий музыкальный инструмент — погремушка. А ведь без погремушек сегодня не обходится ни один уважающий себя рок-ансамбль, не говоря уж о фолк-музыкантах!
Создание подобной погремушки является самой настоящей ситуацией изобретения: моделируется возникновение музыкальных инструментов. Возможно, погремушка и была одним из первых музыкальных инструментов. Из чего, как и зачем могли сделать ее первобытные охотники? Это загадка для детей.
А еще охотники слышали звучание тетивы своего лука: это была первая струна, на которой люди играли воинственную или охотничью песнь. А струна, натянутая на коробочку, стала прообразом скрипки, гитары, балалайки.
Такой «первобытный» инструмент тоже можно создать прямо на глазах у детей: натянуть на спичечный коробок нитку — туго-туго — и подергать за нее: коробочка запела!
Для развития слуха детей и их музыкального чувства, много пользы приносят такие инструменты, как флейта, различные колокольчики, барабанчики, маленькие тарелочки. Дети очень много двигаются, движения эти связаны с характером звука, с импровизацией, направлены на то, чтобы «поймать» ритм: для этого дети во время движения могут держать в руках «стучалки» и «бренчалки».

Одним из важных принципов программы является утверждение, что в мир музыкальной культуры ребенок должен войти с собственным музыкальным инструментом.

«Каждый ребенок — музыкант» может похвастаться собственным оркестром.

Надежды маленький оркестрик!

Никто из нас не может похвастаться наличием лишних денежных средств. Их часто не хватает на необходимое, не то что на приобретение экзотических инструментов. Но даже и при наличии денег не всегда есть возможность добраться до столичных музыкальных магазинов. Тем более — до зарубежных.
Однако если вы решили попробовать работать по системе Карла Орфа, подобные затруднения не будут для вас препятствиями.
Самые оригинальные инструменты вы с помощью родителей и детей в силах изготовить сами. Ими станут шумелки, шуршалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов.

ШУМЕЛКИ

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.

ЗВЕНЕЛКИ

Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья».
Первый способ изготовления ожерелья
В металлических пробках из-под пива надо проделать дырочки, через дырочки пропустить леску. Такое ожерелье прекрасно звенит.
Второй способ
Для изготовления ожерелья берутся различные металлические трубочки. Подвешенные на леске или проволоке, они тоже прекрасно звенят.
Третий способ
На леску нанизывают скорлупки грецких орехов или фисташек. Они скорее гремят, чем звенят.

СВИСТЕЛКИ

Чтобы получился свист, надо во что-то дуть. Для этого берутся хорошо промытые стеклянные пузырьки из-под лекарств или чистые стеклянные пробирки. Годятся даже трубочки от пипеток.
Чтобы у свистелок была разная высота звука, они заполняются водой. Опытным путем можно выстроить настоящий звукоряд.
Способны звучать и пластмассовые бутылочки из под кока-колы или минералки, заполненные на какую-то часть водой.

СТУЧАЛКИ

Самый простой ударный инструмент получается из двух палочек, которыми надо ударять друг о друга. Можно в комплект к ним добавить деревянный брусочек, по которому наносятся удары.
А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, это уже прообраз ксилофона. На палочку можно нанизать скорлупки грецкого ореха так, чтобы они свободно двигались. Встряхивая палочку, получаем звук наподобие того, который получается, если потрясти бухгалтерские счеты. Последние, кстати, тоже являются прекрасным музыкальным инструментом.

ШУРШАЛКИ

В отличие от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук.
А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.

ЩИПАЛКИ

Готовой щипалкой является яйцерезка, которая звучит очень симпатично — похоже на мышиный писк.
Можно сделать маленький лук с леской вместо тетивы. Эту леску и надо щипать. (Лук, кстати, был первым струнным инструментом в истории человечества.) На лук можно натянуть две или три лески. Тогда вы получите прообраз настоящей арфы.
На плотные цилиндрические коробочки из-под лимонных долек или из-под чипсов натяните тонкую (аптекарскую) резинку. Резиночка, натянутая над пустым пространством коробочки, должна быть хордой верхней окружности. Если резиночек две или три, на таких первобытных гусельках уже можно играть простейшие песенки.
Еще проще: канцелярские резиночки натягиваются над пустым спичечным коробком. Важно помнить, что резинка должна быть натянута упруго, не провисать. Поэтому, возможно, ее надо обернуть вокруг коробка два или три раза.
Глядишь — и в вашем распоряжении уже целый оркестр в духе Винни-Пуха, сочинявшего бурчалки и сопелки. Успех зависит только от вашего желания и фантазии.

 


 

Детский фольклор — как средство развития музыкальных способностей.

«...Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

 

Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.

Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. Очень важно, чтобы потешки, пестушки, песенки, частушки, т.е. все элементы фольклора, которые являются для детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции нашего народа.

Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он обладает высоким общеразвивающим, образовательным и воспитательным потенциалом. Именно поэтому особое внимание в своей работе я уделяю русскому народному творчеству, которое дает возможность для эмоционального, познавательного и эстетического развития дошкольников. Кроме того, использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.

Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают простую народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Приобщение детей к фольклору помогает им быть более эмоциональными и раскрепощенными.

 

Приятно отметить, что в нашем детском саду с большим вниманием относятся к фольклору и к русским народным праздникам. На музыкальных занятиях дети с удовольствием поют мелодичные русские народные песни, озорные частушки, водят хороводы. Я, как музыкальный руководитель, изучила запросы родителей, воспитателей, детей и поняла, что общение с русским народным творчеством обогащает, развивает эмоциональную сферу, делает ее духовно богаче

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления - все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям - Слушайся родителей, уважай старших, Не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Театр в семье

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

Потребность в игре, несомненно, велика и проявляется очень рано.

Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков и цыпляток, бегающих за курочкой – мамой.

Действия их имитационны и подражательны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут большой положительный заряд.

Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности.

Но в настоящий театр, например 2 – 3хлетних детей вести еще рано, поскольку спектакли там не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему своего малыша, наверное, можно.

Так постепенно от детской элементарной игры с простейшими театральными  проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненным общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом.

Семейный театр является:

творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи, приобщения к миру театра и художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями, объединяющим традиции домашнего и общественного театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства;

специфической формой передачи опыта предшествующих поколений, мудрость русского народа;

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

В представлениях домашнего театра, по свидетельствам историков, искусствоведов, педагогов, участвовали все члены семьи: дети, родители, другие родственники.

Эти представления домашнего театра организовывались для показа в семейном кругу и являлись неотъемлемой частью совместного досуга.

Учимся петь вместе

Каждый человек, родившийся на этой земле, получает от матушки природы драгоценный и великий дар – голос.

Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем.

Обучая ребенка пению лучше использовать свой голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая голосу взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Нужно помнить, что объем детского голоса невелик, голосовые связки тонкие и хрупкие. Поэтому голосовой аппарат ребенка требует осторожного и бережного отношения.

Прежде чем начать разучивать понравившуюся песню, определите, справится ли с ней ребенок, соответствует ли она возможностям его голоса.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:

Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка;

Посмотрите  и прочитайте текст, сложные для понимания слова и фразы нужно разъяснить ребенку;

Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз, для ребенка они должны быть короткими;

Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона ребенка;

 

Слушаем музыку

Мир музыкальных звуков безграничен, он таит в себе несметные богатства.

Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем нужно потрудиться.

Если  не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаться, поглядывая по сторонам, да еще если жевать или говорить при этом, вряд ли можно рассчитывать на понимание серьезной музыки, вряд ли можно надеяться на то, что музыка станет вашим другом.

Помните, музыка начинается с ТИШИНЫ!

В ней она рождается и растворяется тоже в ней. Попробуйте  научить вашего ребенка прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте ее. Ваш ребенок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе не тишина, потому что вся наполнена звуками. А может это особая тишина - звучащая?

И наверняка, вам не составить особого труда, придумать игровые упражнения для того, чтобы развить у ребенка внимательно слушать и слышать.

Из истории танца

Танец существует столько тысячелетий, сколько и человек. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык танца понятен всем, он интернационален.

Сначала танец был обрядом.Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. Такие танцы и по сей день можно увидеть у некоторых племен Австралии и американских индейцев.В нашей стране у коряков, чукчей и других северных народов тоже живут отзвуки древних ритуалов, заклинавших танцем добычу.

Шло время. Человечество открывало тайны мироздания, и танцы постепенно утрачивали свое первоначальное магическое предназначение.

Танцевал прстой народ на праздник, танцевала знать на балах. Танцевали актеры в интермедиях, драматических и оперных представлениях.

                                                                                    

                                                                               

Одно из направлений современной хореографии, зародившейся в конце девятнадцатого - в начале двадцатого столетия в США и Германии, - танец модерн. Исполнителям танца было намерение создать новую хореографию, отвечавшую новым потребностям человека.

Праздник в детском саду

Праздник в детском саду! С каким нетерпением ждут его дети!

Для них это окно в волнующий мир ярких впечатлений, увлекательных игр и затей. Сопереживания всего праздничного действия сплачивают ребят, способствуют ощущению сопричастности к значительному событию, возникновению чувства дружбы, доставляют радость от совместной исполнительской деятельности, участия в

играх, неожиданных выступлениях взрослых, сюрпризных моментов.

и

сколько волнений испытывают взрослые, подгоотавливая праздник для детей!

Как стремятся попасть на него родители, чтобы разделить с малышами радость большого торжества!

Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка

Музыка родителям о музыкальном воспитании ребенка, поможет ребенку почувствовать ритм. Включать спокойную, плавную музыку, без слов во время выполнения ребенком рисования, лепки и еще когда ребенок учится  писать. Психологи установили, что когда в первом классе учителя включали классическую музыку, в то время, когда дети учились писать, то движения детей становились более плавными и они лучше сосредотоивалисьна выполнении заданий. Путь родители включают музыку и почаще танцуют с ребенком.Это замечательно для воспитания ребенка.

Ребенок научится танцевать, хорошо двигаться под музыку, чувствовать ритм каждой мелодии, кроме того, ребенок посредством танца общается с родителями без слов, что важно для наилучшего взаимопонимания.

Если ребенок гиперактивный - ему надо почаще ставить слушать спокойную музыку. Если у ребенка что - то болит, то можно дать ему полушать красивую мелодию без слов, и, поглаживая больное местечко, приговаривать "у сыночка (у дочки) не боли, боль - скорее уходи".

Покупать ребенку музыкальные игрушки, самому маленькому - мелодичные погремушки, затем кукол - неваляшек, музыкальных пупсиков, детям постарше - музыкальные игрушки посложнее.

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния у детей (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности и агрессии).

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает взрослого и ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь трудно засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции.

Обратите внимание ребенка на то как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Развиваем музыкальную культуру детей

Все чаще говорится о необходимости формированияличности через культуру - о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

В реальгой жизни, в семье, дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальнгой культуры.

В семье дети слышат, как правило, развлекательную музыку.

Хотя в детском саду музыкальный руководитель внедряет инновационные технологии по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, с помощью чего развиваются музыкальные способности детей, но этого недостаточно.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание аудиозаписи, просмотр телепередач, обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей передается ребенку.

Если взрослые заинтересованно слушают музыку вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняя свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке и увлечение только "легкой" музыкой. препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.

Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогощать музыкальные впечатления. При этом полезно привлекать вспомогательные средства воздействия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать репродукции картин.

В семье серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок  постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура.

Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.

Интересные сведения о музыке.

Еще в древние века люди верили в удивительную силу музыки. рослушивание лучших музыкальных произведений оказывает воздействие практически на все умственные и физические процессы.

Музыка - это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном теле, в зависимости от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет и расслабляет.

Ритм вальса более близок к сердцебиению человека, поэтому, когда мы слушаем вальсовую музыку, она создает у нас ощущение гармонии.

Рок музыка не синхронизирована с человеческим сердцебиением, под ее воздействием возникают токи статического электричества, нарушающие биение сердца. Более того синкопированный ритм рок музыки причиняет вред энергетическим центрам человека.

Различные растения пышно разрастаются под воздействием классической музыки и чахнут и даже погибают когда звучит тяжелый рок.

Некоторые музыкальные произведения, написанные композиторами - классиками, оказывают позитивное воздействие на умственные процессы человека, втом числе расширяют память и ускоряют процессы обучения.

При прослушивании музыкипроисходят усиление или ослабление духовных способностей человека, а также увеличение или уменьшение количчества жизненной энергии.

 

Как приучить ребёнка слушать музыку дома?

Первая рекомендация - создание в доме фонотеки. Я советую родителям вначале приобретать записи детских музыкальных сказок, таких, как: "Про зайчат", "Слоненок пошел учиться", "Теремок", "Лиса, заяц и петух" и т. п.

Следующие этапы - пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, музыкой советских композиторов, классической джазовой и развлекательной музыкой. Включите качественную запись музыкального произведения (желательно композитора-классика, например, «Рондо» Моцарта) на тихой звучности. И не ограничивайте деятельность ребёнка. Включайте запись несколько дней подряд, и вы увидите, как ребёнок начинает прислушиваться. Здесь срабатывает принцип восприятия уже знакомого произведения. Во время прослушивания музыки, у детей развиваются многие психические процессы, такие как:

  • Память

  • Образное мышление

  • Воображение, как один из важных процессов мышления.

Только сопоставляя услышанное со своим жизненным опытом, ребёнок научится чувствовать оттенки настроения в произведении, сможет узнавать персонажи по звучанию инструментов, и это будет способствовать расширению словарного запаса ребёнка. Из «натуральных» (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу дошкольного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные.

Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания семейного воспитания. Но привить детям любовь к музыке сможет тот человек, который сам глубоко воспринимает и тонко чувствует музыку. В слушании музыки важна доступность для понимания и изобразительность, откуда ребёнок сможет впоследствии черпать образы для своего творчества. Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью рекомендуется также фрагментальный просмотр вместе с ребёнком выборочных сюжетов полнометражного мультфильма работы студии Уолта Диснея «Фантазии» (классическая музыка известных композиторов в сочетании с мультипликационными образами на известные сказки, притчи). Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на неё, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Формируя музыкальное восприятие у детей, следует предлагать для прослушивания музыку разного характера, что вызывает у детей соответствующее эмоциональное состояние. Большая работа над восприятием музыки проводится в ДОУ при подготовке к Новогоднему празднику, в основу слушания музыки на занятиях положен балет П.И.Чайковского "Щелкунчик", музыка природы, песни о празднике. Дети слушают фрагменты балета, например, Марш, тему Щелкунчика, Китайский танец, Танец пастушков и Феи Драже, Вальс цветов. Музыка, как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение, сопереживание героям. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.

 

Музыка в общении с ребенком

 

Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим ребенком в удивительный мир гармонии звуков.

Советы родителям:

·        Создайте фонотеку из записей классики, детских песен, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и. т. д. Музыку можно слушать во время чтения сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать;

·        Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов и сопровождайте подыгрыванием детских песен, инструментальной музыки;

·        Чтение стихов, сказочных историй тоже может сопровождаться игрой на музыкальных инструментах;

·        Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов;

·        Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать  координированность и грациозность движений;

·        Инсценирование – еще один вид совместной деятельности . инсценировать можно не только песни, но стихи и некоторые картины;

·        Различные звукоподражания  производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации – передающее то или иное состояние или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес  и активно разивают их творческое начало;

·        Совместные походы на детские спектакли, концерты обоготят впечатления ребенка;

·        Бывая на природе , прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, пению птиц, шуму листвы.

Вокруг  нас – звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша;

 

Влияние музыки на готовность детей к школе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что музыка - могучий источник мысли; без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка.

Рассмотрим как виды музыкальной деятельности влияют на ребенка.

Пение -

сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, ее красоте. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Заучивание текстов совершенствует память. Благодаря разнообразной тематике песен совершенствуются познавательные способности.

Музыкально - ритмическая деятельность -

использование движений, подходящих для той или иной песни или мелодии, передающие не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним.

Так рождается творческое воображение. Важно и то, что нормализуя мышечный тонус, танцы улучшают взаимодействие между полушариями мозга.

Благодаря им стимулируется одновременно такие прцессы, как восприятие, внимание, память и мышление.

Игра на музыкальных инструментах -

требует точных движений и согласованной работы рук. Таким образом разрабатывается мелкая моторика.

Особенно это важно при овладении навыками письма.

Игра на музыкальных инструментах также может способствовать развитию пространственных представлений.

Большинство инструментов могут задавать возможность пространственных координат:

духовые - "ближе - дальше" или "верх - низ", фортепиано , металлофон - "право - лево".

Восприятие музыки-

сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями.

Прослушивание музыки развивает наглядно - образное мышление: способность анализировать картину, "нарисованную" звуками, а затем -  "рисовать" ее самостоятельнВнимательное слушание музыки - один из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности.

Такого рода сосредоточенность в дальнейшем пригодится для изучения математики и других точных наук.

Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга, идет синхронизация их работы, и это - первый шаг на пути к гениальности.

 

Тренируем слуховое внимание

Медленно, очень тихо, в вашу комнату входит музыка...

Знакомая, любимая... ощущение удивительного покоя и счастья охватывают вас,отступают заботы, далеко уносятся тревоги и печали.

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого.

Чтоббы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

Если не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаться, поглядывая по сторонам,

да еще что - нибудь жевать или говорить при этом, вряд ли можно рассчитывать на пониминие серьезной музыки,

вряд ли можно надеяться на то, что музыка когда - нибудь станет вашим другом.

Помните, музыка начинается с ТИШИНЫ!

В ней она рождается и расстворяется тоже в ней.

Попробуйте научит вашего ребенка внимательно прислушиваться к окружающим его звукам.

Посидите сним в тишине и послушайте эту тишину.

Ваш ребенок несомненно удивится, обнаружив, что тишина это вовсе и не тишина, потому что вся наполнена звуками.

А может это особая тишина - звучащая?

Наверное, для вас не составит особого труда, придумать игровые движения для того, чтобы развить у ребенка умение слушать и слышать музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)
____________________________________________________________________________________

Министерство образования Иркутской области

http://irkobl.ru/

 

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png

Официальный интернет-портал правовой информации
 

Дистанционное обучение населению
 
ГТО регистрация
 
 
 
 
 
 
 

Праздники России

Праздники России