Барулина Любовь Владимировна - педагог психолог МБДОУ детский сад № 32.

Буду рада, если вы станете постоянными посетителями моей странички, на которой я смогу вам дать полезные рекомендации и консультации.
 
О себе:
образование - высшее, ИГПИ 1992г.,"методист в детском саду", "преподаватель дошкольной педагогики и психологии";
ИИПКРО 2005 г., "педагог - психолог"
Квалификация - первая квалификационная категория;
Срок аттестации - апрель 2014г.;
Стаж работы - 33 года (в данном учреждении), 10 лет - педагог - психолог;
 

«Дети охотно всегда чем нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Коменский

 

 

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения

 

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;

- наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);

- неумение занять себя игрушкой;

- несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума, ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Чем более узок был круг общения до поступления в детское

учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

Адаптация к школе

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

 

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

 

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы

педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

 

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

 

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям

может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей.

 «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке».

В. А  Сухомлинский

Творчествопроцесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Известно, как важна и велика роль воспитателя. Воспитатель не только отвечает за жизнь и здоровье своих воспитанников, но и ведет ежедневную воспитательную работу, требующую больших душевных и физических сил. Уважающий себя педагог стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Воспитатель всегда внимательно выслушивает детские вопросы, экспериментирует, проектирует, конструирует, моделирует и т. п. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную и инновационную деятельность.

Воспитатель детского сада — это человек, воплощающий собой мир взрослых. Творческая ориентированность педагога позволяет создать наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности ребенка.

Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.  

Способности имеют удивительное свойство развиваться, поэтому необходимо стимулировать и развивать креативные и творческие

способности педагогов для успешной работы в сфере образования.

              

Наш темперамент

Мы отличаемся друг от друга многим – внешностью, образованием, пристрастиями, но есть то, что является самым серьезным и, пожалуй, труднопреодолимым различием. Речь идет о нашем темпераменте. Веселому тяжело понять грустного, тому, кто очень быстро соображает, сложно работать в паре с тугодумом, новатор вряд ли договорится с консерватором. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий.

       Тюфячок (ребенок-флегматик)

Для флегматика характерны низкий уровень активности, им свойственна медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.  Детям-флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Им нравится многократно перечитывать интересный абзац, они с удовольствием в течение месяца будут слушать одну и ту же сказку.

У флегматика обычно формируется достаточно упорный характер, он все любит делать обстоятельно, преодолевая все препятствия. Узел он развязывает долго, но развяжет обязательно. Новые знания или навыки даются флегматику с трудом, но остаются надолго.

Зазнайка (ребенок-сангвиник).

Ребенок-сангвиник быстр, мгновенно ориентируется в ситуации. Его стихия — скорость, стремительные и крутые повороты. Работа горит у него в руках. Сангвиник думает и говорит быстро, он острослов и не лезет за словом в карман. Это заводила, дружелюбный, жизнерадостный ребенок, который не боится трудностей и легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке. Любит заниматься сразу несколькими делами. Оборотной стороной характера сангвиника является его легкомыслие и непостоянство.

Скромник (ребенок-меланхолик)

Меланхолик — это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, нерешительны. Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние. Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, стремятся быть в «тени». Нередко «зацикливаются» на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. В новых, особенно конфликтных, ситуациях они теряются и работают значительно ниже своих возможностей. Любая деятельность для меланхолика — работа, от которой он мгновенно устает.

Живчик (ребенок-холерик)

«Покой нам только снится!» — могут смело сказать родители ребенка-холерика. По природе своей холерик неутомим, натиск его неудержим. Он непоседлив, шаловлив, несдержан, суетлив, непослушен, вспыльчив и драчлив. Это неугомонный озорник и задира. Часто, недоделав дела, прямо по середине он ставит точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками. Такой ребенок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания.

 

Рекомендации

             по взаимодействию с детьми разного темперамента

 

Если у ребенка преобладают черты сангвинистического темперамента.

-       Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки.

-         Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки)

-         Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством – это по силам такому ребенку.

-         Целесообразно, небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, главное показать ребенку конечный результат добросовестных действий.

-         Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности.

-         Учить внимательно относится к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у ребенка преобладают черты холерического темперамента.

-         С пониманием относиться к проявлению активности ребенка.

-         Говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров.

-         Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение – все должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.

-         Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры ( но не те,где соревнуются ), конструирование, рисование, лепка – все что требует усидчивости.

-         Воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «замри», где он будет подчиняться).

-         Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего. Считаться с желаниями других, просить, а не требовать.

-         Необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у ребенка преобладают черты флегматического темперамента.

 

-         Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка.

-         Не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий.

-         Следует чаще хвалить его за скорые действия.

-         Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера.

-         Следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег.)

-         Побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его.

-         Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.

-         Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.

Если у ребенка преобладают черты меланхолического темперамента.

 

-         Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в тоже время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.

-         Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки.

-         Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно.

-         Ребенку полезно заниматься спортом

-         Необходимо разнообразить жизнь ребенка.

-         Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми.

-         Важно развивать его общительность.

-         Необходимо поддерживать у него положительные качества. 

 

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

"Подвижная игра - сложная двигательная эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами. Подвижная игра является одним из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка"

Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезны подвижные игры застенчевым детям.

Подвижные игры часто сопровождаются словами (стихами, речетативами). Слова раскрывают содержание игры, правила, объяснения, какое движение и как надо выполнять. Произнесение текста является отдыхом после интенсивных движений. Таким образом, в процессе подвижной игры появляется возможность для решения задач развития речи. Этому способствуют совершенствование функции дыхания, формирование фонематического слуха, формирование четкости артикуляции, автоматизация звуков, проговаривание речетативов подвижной игры.

Почему важно научить ребенка правильно держать ручку?

По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается значительно раньше того момента, когда родители или учитель впервые вкладывает в руку ребенка ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя свою руку. Эти попытки и служат основой, психофизиологической предпосылкой для формирования навыка письма.

Другими словами, письмо начинается с рисования.

Правильно держать ручку лучше привыкать сразу, потому что переучиться еще сложнее. Многие родители не обращают внимания на то, как их ребёнок держит ручку или карандаш при письме. Однако когда малыш идёт в школу, часто возникает проблема неуспеваемости, так как ребёнку сложно много писать, потому что рука быстро устаёт. Вот почему важно вовремя обратить внимание на положение пальцев и рук при письме. Чем раньше вы научите малыша правильно орудовать карандашом и ручкой, тем легче ему будет в дальнейшей жизни.
Остановимся на том, как приучить ребенка правильно держать письменный инструмент. Ручка или карандаш должны лежать на среднем пальце, а указательный и большой должны прижимать прибор для письма не слишком сильно. Рука должна опираться на сторону расположения мизинца.

Ручка – самоучка

позволяет в игровой форме, без усилий выработать правильную постановку пальцев при обучении ребенка рисованию и технике письма.           

Фрактальное рисование

Арт-терапия одно из множества современных направлений раскрытия своего духовного роста, природного потенциала, творческих способностей, которые, несомненно, есть у каждого из нас.

Одно из направлений арт-терапии - энергетическое фрактальное рисование.

 

Возраст людей прошедших метод от 6 лет до 96 лет

Суть метода, базируется на использовании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела. Метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, позволяет улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с творческими и межличностными проблемами.

Главная задача метода фрактального рисования – самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам.

Как рисовать.

1.     Лист перед собой расположить по горизонтали;

2.     Карандаш устанавливаем в любой точке листа;

3.     Закрыв глаза, 45 – 60 сек. рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа;

4.     Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков;

5.     Рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные, геометрические и любые другие контуры, стараясь разнообразить движения кисти руки.

6.     Закрашивая тестовый рисунок, карандаши из общего набора надо брать только с закрытыми глазами.

Несколько полезных советов:

1.     Начало и окончание линии обязательно подведите или закруглите к ближайшей точке пересечения. Линию ведем плавно, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука движется свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, и др.).

2.     Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.

3.     Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке получилось большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время наносить линию, стараясь не выходить за пределы листа.

4.     При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Допускается закрашивание соседних ячеек, если они соприкасаются в точке пересечения.

5.     Карандаши надо брать из общей массы, с закрытыми глазами: что попадется в руки. Сами ячейки закрашивайте открыв глаза, не выбирая место расположения ячейки: куда рука карандаш поставила, там и закрашивайте.

6.     Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо несколько ячеек в разных местах рисунка, но не более 10—15. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, и нет желания использовать этот цвет, необходимо закрасить хотя бы одну ячейку и лишь затем поменять карандаш.

 

Анализ фрактального рисунка смотри на babypsy.info

Игры, которые помогут подготовиться к школе

Топ-хлоп

Игра на развитие внимания, памяти. Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Сложи узор

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах). Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

 

Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, т. к. инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, – ответить, что пусть он делает так, как понял.

Если ребенок справился с первым заданием, можно предложить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

Упражнение на развитие устойчивости внимания

Для  развития устойчивости внимания дайте детям небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву. Фиксируйте время и количество ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию.

Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», букву «б» подчеркни».

Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л».

Фиксируйте время и ошибки.

Сделай, как я! (со спичками)

Игра на развитие памяти и внимания.

Играть можно взрослому с ребенком, а можно научить детей, чтобы они играли парами. Каждому игроку выдается по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши и т.д.

 

 

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с живописью

Дошкольное детство является особым самоценным уровнем образования и выступает как самостоятельный, важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Цель образования в современном мире - это самореализация, а задача педагога - создать условия для  саморазвития.  В соответствии с ФГОС обязательным требованием к дошкольному образованию становится использование на практике педагогики развития, педагогики творчества и свободы, где через игру, сотрудничество и диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Важной задачей является формирование всесторонне развитой личности ребенка, раскрытие потенциала ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, без умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества.
Оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение ребенка к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к различным видам искусства.

Натюрморт — первый жанр живописи, с которым нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Натюрмортом называют картины, на которых изображены самые разные вещи, все, что в жизни нас окружает: фрукты, цветы, посуда, книги.

Натюрморт – такая картина, для которой художник сам собирает и расставляет вещи так, как ему нужно. Например, картина, на которой мы видим цветы, растущие в поле, не будет называться натюрмортом, а изображение цветов в вазе – настоящий натюрморт.

                              

 

Дети старшего возраста, выбирая «самую красивую» художественную открытку, способны руководствоваться при выборе не случайными, а стойкими эстетическими чувствами, вызывае­мыми яркостью красок, их сочетанием; при этом ребенок надолго со­храняет в памяти воспринятый художественный образ.

 

Обучение различным ви­дам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к ис­кусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Сенсорное развитие ребенка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в детском саду, школе. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Однако, чтобы эти возможности реализовались, взрослым необходимо специально заниматься развитием ребенка. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.

                                                                                               

Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознаком­ление с ними, а также расширение словаря словами — названиями цветов.

Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно.

К двум годам ребенок способен сличать цвета, т.е. по просьбе взрослого находить предмет такого же цвета, который представляет ему взрослый. «Покажи мне такой же кубик».

В два с половиной года ребенок находит цвет по названию без предъявления образца. «Покажи красный (желтый) цветок».

Трехгодовалый ребенок самостоятельно называет основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. «Какого цвета твое платье?»

Психологическое здоровье педагога

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении.

В процессе психологического тренинга педагогам даны методические рекомендации снятия эмоционального напряжения методом дыхательных упражнений, медитацией, афирмаций, арт терапии и т.д.

Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье.

 

Знатоки натюрмортов

На занятии дети продолжали знакомиться с живописью, рассматривая репродукции картин жанра натюрморт.

В роли экскурсовода составляли описательные рассказы по картинам, что способствовало развитию связной речи.

В игре «Верни предмет на место» детям необходимо было сосредоточить свое внимание, подбирая  предмет, который  «потерялся» с картины, и, возвращая его, дети старались как можно точнее определить его место на картине.

В процессе игры «Подбери краски, которые художник использовал в своей картине» у детей развивался интерес к различным цветам

и оттенкам.

Такие занятия не только формируют и поддерживают интерес детей к живописи, но и развивают их познавательную активность и все психические процессы (внимание, память, мышление).

Составляем рассказы по картинам

Настя Ф.

На этой картине мама и дочка собирали грибы. Они взяли собаку, чтобы не потеряться. Они немного устали и решили отдохнуть. Мама легла, а дочь ест ягоды. Собака лежит, она очень устала и легла отдохнуть. Они немножко отдохнут и пойдут к себе домой.

Пластов. А. А.

"Лето"

Саша Ф.

На картине лето, жарко. Мальчики только что встали и пошли ловить птичек, чтобы их продать. У них такая большая палка, чтобы, когда птица   зайдет в клетку, палку дернешь, и клетка закроется. Еще у них клетки с собою, чтобы ловить птиц.  Другой мальчик показывает, где он видел птиц. А другой, который в белой, он носит корм для птиц. А в красном он глядит, где птицы. 

Корзухин. А.А.

"Птичьи враги"

Беззаботное детство в картинах художника Дональда Золана

Американского художника Дональда Золана (Donald Zolan) можно назвать одним из самых добрых, позитивных и чувственных современных живописцев. Ведь такие картины, которые выходят из-под его кисти, способен творить только очень чуткий человек с большим и любящим сердцем.

"Я люблю маленьких детей, как загораются их глаза, с волнением, как они пробуждаются к окружающему их миру. Это чудесное время жизни, заполненное удивлением. Время, когда каждое новое открытие является магическим моментом".

 

Дональд Золан, художник в пятом поколении, рисовать он начал рано, с трех лет. А в пятилетнем возрасте уже рисовал акварелью и принимал участие в конкурсах. Родители устроили дома изостудию, продав мебель из столовой. В 10 лет мальчик уже профессионально рисовал картины.

В 13 лет он даже умудрился выиграть престижный Чикагский конкурс, где премией была стипендия одного из художественных вузов города. С тех пор Дональд Золан не расстается с мольбертом, а его вдохновением по-прежнему являются картинки из счастливого детства.

Его любимыми картинами стали картины с изображением  счастливых детей.

В них он отразил свои впечатления о счастливом детстве.

 

Детство — чудесное время, когда ребенок познает окружающий его мир, знакомится с явлениями природы, животными, растениями, каждый день открывает что-то новое для себя. Малышу все интересно, ново, удивительно.

 

И Дональд Золан отлично смог передать в своих картинах беззаботное детство. На его картинах дети играют с игрушками, животными, на природе, общаются друг с другом. Только человек, любящий детей, мог так красиво  нарисовать картины детства.

Основное чувство, которое возникает при просмотре картин художника — это радость, любовь, надежда и вера.

Познакомьте своих детей с этим замечательным художником, посмотрите картины. Думаю, что они не оставят равнодушными никого.

Сказка для педагогов

Позвал Бог ангелов, вернувшихся на Небеса после служения учителями на Земле.

«Покажите, с чем вы вернулись», — сказал им Бог.

Положил первый ангел у ног Господа орде­на, медали, грамоты, премии, дипломы и ска­зал: «Я прославился».

Взглянул Бог на доказательства славы у сво­их ног и испепелил их. И сказал ему: «Ты про­славился на весь мир, но не в душе мальчика, который попал в беду и нуждался в твоей неза­медлительной помощи. Ты же, находясь в пого­не за наградами, не поспешил стать для него убежищем, и он погиб. Иди и пожинай теперь сам беду брошенного учителем ученика».

И Он сделал его учеником, попавшим в бе­ду, и дал ему учителя, ослеплённого наградами и почестями.

Положил другой ангел у ног Господа груду программ, учебников, методических посо­бий, длинный список научных трудов и ска­зал: «От простого учителя вырос я до про­фессора».

Взглянул Бог на всю эту науку у своих ног и испепелил её.

И сказал ему: «Не для самости и затума­нивания Истины Я посылал тебя быть учите­лем, но для заботы о талантливой девочке, судьба которой ушла в песок, твоей науки. Иди и пожинай страдания погубленного та­ланта».

И наделил Он его талантом и сделал учени­ком учителя, увлечённого творением бездетной педагогики.

Третий ангел перечислил Богу по пальцам имена своих бывших учеников, ставших в об­ществе известными людьми: учёными, поэта­ми, художниками, министрами, бизнесменами, спортсменами, и положил у Его ног гордость за них.

Взглянул Бог на его гордость у своих ног и испепелил её.

И сказал ему: «Не для гордости посылал я тебя учителем. Почему не гордишься мальчи­ком, которого ты выгнал из школы как неуспе­вающего и увеличил армию обездоленных и бродяг. Иди и пожинай теперь трагедию бес­призорного ребёнка».

И сделал он его подростком, только что вы­брошенным из школы.

Предстал перед Богом четвёртый ангел, бро­сился к Его ногам и взмолился: «Господи, не жди от меня даров, ибо я опустошён. Судьба за­бросила меня в Богом забытую школу, и я отдал своим ученикам весь Свет, что был во мне от Тебя. И спешу к Тебе с мольбой: дай мне побольше Света и отправь обратно, ибо ученики ждут меня, а я без них не мыслю свою ангель­скую жизнь».

Тогда сказал Бог: «Отдавший Свет умножит Его в себе».

И сделал его Бог Великим Духом и отправил обратно в Богом забытую школу.

Гласит народная Мудрость: «То, с чем я родился, Подарок Бога. То, с чем я умру, Мой подарок Богу».

Жили-были в лесу разные звери

Терапевтическая сказка для адаптации детей к детскому саду.

В одном доме жила семья медведей: папа-медведь, мама-медведица, медвежонок Мишутка. В другом доме жили зайцы: мама-зайчиха, папа-заяц, старенькая бабушка Зая и маленький зайчонок. А в третьем доме жили лисы: папа, мама и дочка-лисичка. А ещё жили в лесу Волчица с Волчонком, Мышка с Мышонком и многие другие звери, большие и маленькие.

Пока малыши не подросли, они играли каждый возле своего домишка, у своей норки или у своего логова. Но вот стали они постарше, и родители решили, что пора детям друг с другом познакомиться, чтобы было им веселее играть. И устроили в лесу детский сад для зверят! В воспитатели позвали мудрую тетушку Сову, чтобы она научила детишек дружить.

Нашли звери в лесу подходящую полянку, где малыши могли бы вместе играть, сделали загородку, поставили кроватки и столики, принесли побольше игрушек и привели туда своих малышей. Одни зверята, как только увидели новые игрушки, с мамами попрощались и побежали играть. А Зайчишка маленький испугался, прижался к мамочке и отойти от неё боится. Малышей много, все бегают, играют, а маленький Зайка все стоит и стоит возле мамы.

Увидела это тетушка Сова, но не стала Заиньку ругать, а разрешила ему в первый день побыть в садике вместе с мамой. Зайчишка к маме на ручки залез и оттуда смотрел, чем другие занимаются. Тут Мышонок захотел в мячик поиграть, а как одному-то? Стал Мышонок Заиньке мячик катать, а Заинька взял мячик и Мышонку покатил. Видит мама-зайчиха, что подружились детки, играют вместе, мячик катают и смеются. «Ну, малыш, пора уходить»! — через какое-то время сказала мама-зайчиха. «Нет, мам, я лучше здесь поиграю, а потом ты за мной придешь».

Договорились, что в первый день мамы заберут малышей после обеда. Вот зверята поиграли, погуляли и сели за стол обедать. Зайка быстро свой обед схрумкал, а медвежонок сидит и ждет, кто его с ложечки покормит. Подошла к нему тетушка Сова, показала, как ложку держать, и стал Мишутка потихоньку сам кашу есть. Лапки у него неловкие, но старается медвежонок, пыхтит! «Я, — говорит, — теперь и дома буду сам есть! Ведь я уже большой!».

После обеда малыши отнесли посуду и стали собираться домой. За Заинькой бабушка пришла, за Лисенком — папа, за Мишуткой — мама-Медведица. Все детишки разошлись очень довольные. Некоторые даже уходить не хотели, но тетушка Сова сказала, что на ночь детский сад закрывается, и сейчас каждый пойдёт к себе домой, а завтра утром они снова встретятся и будут вместе играть.

С тех пор в лесу так и повелось: самые маленькие сидели по норкам с мамами, а те, кто постарше, приходили к тетушке Сове в детский садик. У каждого малыша там был свой шкафчик для одежды и своя кроватка, где кроха спал после обеда. По вечерам мамы забирали детишек домой, а садик на ночь закрывался.

Как работать со сказкой:
Сыграть в эту сказку с игрушками.
Рассказать, как сами ходили в детский сад (чем любили заниматься в детском саду, любимые игры и занятия в детском саду, с кем дружили).
Рассмотреть с ребенком свои детские фотографии, в детском саду.

Телесно- ориентировнные игры.

Родители самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка. Позитивные эмоциональные отношения с матерью являются необходимым условием душевного здоровья и правильного развития.

Исследования, проводимые в начале семидесятых годов доказали, что тип взаимоотношений «родитель ребенок», сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые годы жизни, образует основу всех будущих отношений ребенка. Вот почему необходимо с самых первых дней жизни ребенка обеспечить максимальное общение с ребенком, в том числе и эмоциональное.

Большую роль в этом играют прикосновения, телесно-ориентированные игры.

Телесно-ориентированные игры– это особая форма коммуникации, с помощью которой удовлетворяется базовая потребность в принятии. Телесный контакт между матерью и ребенком создает атмосферу доверия, защищенности и близости. Прикосновения используются для успокоения, утешения, поддержки, выражения заботы и любви. Телесно-ориентированные игры — это язык родительской любви в этом возрасте.

К ним относятся игры на коленях, игровые массажи, тактильные игры. Основная задача игр на коленях создание эмоционального взаимодействия родителя и ребенка, что, безусловно, способствует укреплению эмоциональных отношений. 

 

Эти игры доставляют радость и малышам, и родителям.

 

 

Что делать, если...

 

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

 

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.

2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.

5. Поддерживайте дома спокойную обстановку.

6. Не перегружайте ребенка новой информацией.

7. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

 

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

 

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

Скандал по всем правилам

или как справиться с детской истерикой.

Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на Вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть? Вот что советуют психологи:

1. Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка. Задумайтесь над причиной истерики ребенка:

- ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни);

- ребенок манипулирует вами, он привык таким образом добывать все, что он хочет. Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться. Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия.

- ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину, и истерика пройдет.

2. Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребенок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь захватывающую историю.

3. Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.

4. Главное средство от истерик, не впадать в такое же неистовство, пытаясь сохранять спокойствие, выразить свое сочувствие ребенку: «Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе...... », «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло». Ребенок не услышит вас с первого раза, но повторив эту фразу 20 раз, вы достучитесь до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Договорите с ребенком, выясните причины его поведения.

5. Дети 3-5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло. Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.

6. По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию.

7. Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин) характер. Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя. Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.

Способность родителей участвовать в жизни детей проявляется в отношении к играм. В играх отражается личность ребенка, они — показатель педагогического уровня родителей. Часто игра — это первая фаза более серьезной деятельности. Нередки случаи, когда к детским играм и увлечениям родители относятся всерьез, помогают детям. Большинство родителей способны развлекать детей, особенно малышей. Но уметь играть с детьми всерьез умеют далеко не все. А тем временем в руках у родителей имеется лучший козырь - детская игра, то есть занятие, которое ребенок любит больше всего на свете.

Мудры

Мудры, или йога пальцев, - одна из составляющих частей оздоровительной системы медицины Аюрведа (в переводе с санскрита Аюрведа означает «чистое знание»). На санскрите «мудрой» называется ритуальное положение рук в индобуддийской религии. Замыкание пальцев рук в той или иной комбинации обладает определенным оздоровительным эф­фектом. Выполнение большинства мудр не имеет противопоказаний и вполне доступно ребенку. Мы используем из множества мудр те, выполнение которых при определенных навыках легко дается и обеспечивает значительный лечебный эффект. Мудры можно выполнять в любом положении, но лучше в позе лотоса. Все упражнения выполняются спокойно, без малейшего напряжения мышц и особых усилий. Выполнение мудр не требует особой обстановки или помещения. Их можно выпол­нять на прогулке, в транспорте, во время просмотра телепередач. Мудры выполняются обеими руками.

 

Мудра «Знание»

Многие мыслители, философы, ученые пользовались и пользуются этой мудрой. Она снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску, депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.

Техника    исполнения:

указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца,

остальные пальцы выпрямлены (не напряжены).

 

 

Мудра «Окно мудрости»

Выполнение этой мудры способствует развитию мышления, активизирует умственную деятельность.

Техника исполнения:

безымянный палец правой руки прижать первой фалангой большого пальца этой же руки. Аналогично сложить пальцы левой руки. Остальные пальцы свободно выпрямлены.

 

 

Мудра «Голова дракона»

Показания:заболевания легких, верхних дыхательных путей, носоглотки. Выполнение этой мудры способствует также профилактике простудных заболеваний.

Техника исполнения:

средний палец правой руки обхватывает и прижимает концевую фалангу указательного пальца той же руки. Аналогичную комбинацию выполняют с пальцами левой руки. Соединяем обе руки. Большие пальцы обеих рук соединяются между собой боковыми поверхностями. Остальные пальцы скрещены между собой.

Знакомство детей с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

Знакомство детей с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

2017 год — год 200-летия со дня рождения выдающегося художника Ивана Константиновича Айвазовского. Всего за свою творческую жизнь художник написал около 6000 картин, его по праву считают мастером морского пейзажа.

В подготовительной группе прошло занятие, посвященное творчеству великого мариниста.

Дети познакомились  с некоторыми фактами биографии художника, его творчеством, с понятием слова маринист.
Такие занятия вызывают у детей активный интерес к живописи, эмоциональный отклик на художественные произведения,
желание рассматривать картины, и попробовать самим нарисовать пейзаж.

 


                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                       

                                                                                             

 

 

 

 

 


Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)
____________________________________________________________________________________

Министерство образования Иркутской области

http://irkobl.ru/

 

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png

Официальный интернет-портал правовой информации
 

Дистанционное обучение населению
 
ГТО регистрация
 
 
 
 
 
 
 

Праздники России

Праздники России